Люди, которые поют

В субботу, 19 января 2013 года, впервые в жизни побывал в опере. За пару месяцев до этого, в рамках подготовки к данному культпоходу, впервые же в жизни прослушал оперу целиком, причем многократно и не одну. Правда, с непривычки в такую сложную музыку (ну то есть я обычно и слушаю не самую простую музыку, но в опере ее тупо слишком много для современного среднестатистического любителя современной же музыки) – поэтому пока могу с уверенностью говорить только про Травиату Верди – и она, братцы, прекрасна даже в виде аудиозаписи, прослушиваемой в плеере в московском метро.

А уж вживую на сцене оперы – так и вовсе охуительна. Прошу прощения за мой французский, но из песни слова не выкинешь. Какое счастье, братцы, что я в оперной музыке полный дилетант и профан, поэтому могу просто сказать – мне безумно понравилось. Оркестр не косячил, и по факту музыки я практически не замечал – как не замечаешь, что небо синее, а трава зеленая – настолько все было органично. Разве что в начале каждого акта было слышно, как сопит дирижер (бедняга, наверное, что-то с носом) – но потом волшебным образом все лишние звуки исчезают. Даже нервный мужик сзади, шуршащий программкой (на фоне практически абсолютной тишины зрительного зала более чем заметно и бесит неимоверно), прекращал шуршать – я даже не успел решить, культурно ли будет в опере просить заткнуться нахрен или молча показать кулак. Голоса исполнителей – ну, только потом, переслушивая версию, что на плеере, понял, что эта версия Виолетты поет более, что ли, искусно с точки зрения выражения эмоций, и голос более интересный – но это чувствуется только пост-фактум, вживую было тоже очень и очень неплохо. Про Альфреда ничего не понял, а вот чувак, который на сцене играл отца Альфреда – теперь мой кумир. Ох, братцы, хорошо, что на моем жизненном пути встречаются в основном айтишники, а не оперные певцы – человеку с таким голосом хочется отдаться сразу и целиком. Такое впечатление, что часть диапазона там все-таки уходит в инфразвук – по крайней мере, в самые напряженные моменты такая дрожь пробивает. Неудивительно, что этот чувак на финальных поклонах зрительному залу заполучил самый шикарный букетище – в то время как остальные исполнители только банальные какие-то пару цветочков в целлофане. И самые бурные аплодисменты, естественно.

Что касается визуальной стороны – в очереди в гардероб подслушал, как компания предпенсионного вида теток-театралок с презрением обсуждала, что, мол, сценическая постановка была ужасна, и больше никогда в жизни! ни одного цвета, вы представляете! все чОрное! И он ее по полу таскает! – и так удивился, что аж дар речи потерял. Уж не знаю, как там полагается в классической опере, но мне эта минималистичная версия очень понравилась – все очень графично, и символичность зашкаливает до уровня комиксовой – но блин, опера сама по себе жанр очень условный, и комиксовость тут более чем в тему. Персонажи в черном на черной сцене с редкими включениями хромированных деталей, и контрастом внезапно белые одежды у главгероев, когда они счастливы. Куда там вычурные винтажные одежды и разноцветье? Вот она – идеальная иллюстрация к главному – истории и эмоциям, рассказываемыми языком музыки и голоса. Если бы еще не отвлекаться на субтитры – катарсис бы был полным, но тут уж я сам виноват. Читал же мудрое предупреждение в интернетах, что в оперу надо приходить, предварительно ознакомившись с либретто. Теперь-то понимаю, почему – чтобы, в целом понимая происходящее, добавить собственных эмоций и мыслей, и в итоге каждый а зале слышит что-то свое, пусть одинаковое в целом, но глубоко индивидуальное в деталях. Ну и плюс сугубо физиологическая фишка – при таком минимуме визуальной информации организм начинает усиленно получать инфу от других органов чувств, в частности – от слуха. Что в условиях оперы, сами понимаете, идеально.
Хотя зачем по полу таскать труп, я тоже не понял. М. высказал предположение, что это такой символический танец с мертвыми – но имхо это как-то слишком уже.

img_0068_9a7e3f94

img_0091_9b73e434

img_0209_0d39d9c1

Хочу еще.

Но тут в чем трудность – во-первых, оказывается, нам удивительно повезло купить за полтора месяца билеты на второй ряд почти что в центре, а во-вторых, до покупки я таки успел прослушать Травиату в первый раз и решить, что она мне нравится – а вот прежде чем собираться куда-то еще, надо понять, понравится ли это что-то еще, чтобы не мучаться и не шуршать программкой, как тот мужик сзади.

P.S.: А “Травиата” теперь один из моих самых любимейших альбомов (прости, Lateralus и лично MJK, ты тоже очень крут и любим, но по голосам таки проигрываешь).


You can read this post at tygernach.livejournal.com.